12 сентября: день в истории культуры и искусства

Значимые события этого дня:

1643 — впервые в контракте Блистательного театра упомянуто имя актёра Жана-Батиста Поклена (будущего драматурга Мольера).

1698 — в Российском царстве основан город Таганрог.

1830 — Александр Пушкин отправился в имение своего отца Болдино принимать во владение свою часть наследства. «Болдинской осенью» назвали этот период взлета творческих сил поэта, вынужденного задержаться в деревне из–за эпидемии холеры.

Годом ранее перед поездкой на Кавказ и накануне своего 30-летия поэт жаловался своему дяде Василию Пушкину на здоровье и говорил, что стареет. Потому дядюшке было вскоре так приятно узнать, что поэт «околдован, очарован и огончарован». Через год состоялась помолвка поэта с Натальей Гончаровой, но будущая теща по–прежнему выражала свое недовольство финансовой несостоятельностью жениха, а смерть дяди на руках поэта и вовсе перенесла намеченную на осень свадьбу на конец года. Похоронив Василия Львовича, Пушкин в грустном настроении ехал в Болдино. Своему другу Петру Плетневу он писал в этот день: «Осень подходит. Это любимое мое время — здоровье мое обыкновенно крепнет — пора моих литературных трудов настает — а я должен хлопотать о приданом да о свадьбе, которую сыграем Бог весть когда. Все это не очень утешно. Еду в деревню, Бог весть, буду ли там иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь…»

Болдино, находившееся в Нижегородской губернии, с конца XVI века принадлежало Пушкиным. Поместным владением Иван Грозный отметил заслуги предка–воеводы в защите Смоленска и переговорах с польским королем. Подтвердили свое право Пушкины участием в народном ополчении и в 1612 году, когда решалась судьба Русского государства. Теперь отец передавал в дар сыну для поправки его дел 200 душ из деревни Кистеневка, в десяти верстах от Болдино. Пока поэт оформлял все бумаги, разразилась эпидемия холеры, вынудившая власть выставить карантинные посты и запретить выезд. Пушкин на три месяца оказался заперт в деревне, больше беспокоясь о невесте, не успевшей покинуть Москву, чем о себе. К тому же отец сообщал ему, что свадьба расстроилась.

Пушкин остался в полном одиночестве. Усадьба была запущена: на 11 комнат приходилось 24 стула, 6 кресел, 4 стола и дивана. Зато через сад тянулась липовая аллея, в конце которой стояла полюбившаяся поэту скамейка. В сочиненной здесь «Элегии» Пушкин написал:

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать,
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И, может быть, на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

За эти месяцы поэт закончил работу над «Евгением Онегиным», написал «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», поэму «Домик в Коломне», около 30 стихотворений. Три года спустя здесь же осенью Пушкин сочинил «Медного всадника», «Пиковую даму», сказки.

1892 — Павел Михайлович Третьяков написал в Московскую городскую думу заявление о передаче в дар городу созданной им и младшим братом Сергеем художественной галереи.

Месяцем ранее брат скончался в Санкт–Петербурге. В своей последней воле он выразил согласие с намерением старшего брата пожертвовать городу собранную им коллекцию картин, завещав ему с той же целью личную коллекцию западноевропейской живописи. Любопытно, что Павел начал собирательство с 9 картин старых голландских мастеров, тогда как Сергей — с работ русских художников. Старший Третьяков вскоре сделал целью своей жизни создание национальной галереи, и тогда младший брат, во избежание ненужной конкуренции, изменил свой выбор.

Дом, в котором размещена прославленная галерея, братья приобрели вместе еще в юности. С ростом коллекции, когда через 20 лет места в старом доме стало не хватать, началось строительство двухэтажной пристройки к нему. Знаменитый фасад галереи по эскизу художника Виктора Васнецова появился в начале XX века.

Размещением картин Третьяков занимался лично. Рабочие у него работали в белых трикотажных перчатках, чтобы не повредить картины. Конкурентом в собирании ему был император Александр III, ради которого ввели запрет продавать выставленные картины до посещения выставки царем. Но Третьяков все равно его опережал, cкупая картины в мастерских художников до их появления на выставке. Царь ревниво относился к такому поползновению на свои права. Посетив Третьякова с просьбой уступить ему суриковскую «Боярыню Морозову», он услышал, что картина тому уже не принадлежит, так как галерея передается городу. Тогда император низко поклонился ему.

Третьяков оговорил несколько условий, начиная с права пожизненно пользоваться помещением галереи, перестраивать ее и производить изменения в экспозиции. Коллекцию брата следовало выставить в отдельных залах. Но в дальнейшем эти картины передали в Музей изобразительных искусств им. Пушкина и Эрмитаж. Еще более существенно, можно сказать — грубо, воля основателя галереи была нарушена в его главных требованиях. Одно из них гласило: «Галерея должна быть открыта на вечное время для бесплатного обозрения всеми желающими не менее четырех раз в неделю». Другое заключалось в запрете изменять уже существующую экспозицию музея. Третьяков хотел запретить и расширение коллекции новыми работами, но юридически он это не оформил, словно чувствуя противоречие с главной целью своей жизни — создать сокровищницу всего русского живописного искусства.

1921 — Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф, «верховные мастера ордена имажинистов», опубликовали «Манифест», в котором, «созрев на почве родины своего языка без искусственного орошения западнических стремлений», призвали упорно готовить «великое нашествие на старую культуру Европы», а своими врагами в отечестве объявили доморощенных Верленов (Валерия Брюсова, Андрея Белого, Александра Блока), Маринетти (Велимира Хлебникова, Алексея Кручёных, Владимира Маяковского) и Верхарнят (всех пролетарских поэтов).

1954 — в Краснодоне установлен памятник молодогвардейцам.

В этот день ушли из жизни:

1913 — Иван Цветаев (род. 1847), русский искусствовед, историк, основатель и первый директор московского Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), отец Марины Цветаевой.

1919 Леонид Андреев (род. 1871), русский писатель («Савва», «Красный смех», «Дни нашей жизни»).

1929 — Райнис /настоящее имя Янис Плиекшанс/ (род. 1865), латышский поэт и драматург («Посев бури», «Конец и начало», «Домой»), общественный деятель.

Сын бывшего крепостного учился в немецкой школе в Земгальской Гриве (ныне часть Даугавпилса), Рижской гимназии, на юридическом факультете Петербургского университета. Став редактором газеты «Диенас лапа» («Ежедневный листок»), сплотившей вокруг себя близкую к марксистам латышскую интеллигенцию из группы «Новое течение», он привлек внимание царской охранки. Был сослан в Псков, а потом на 5 лет в Вятскую губернию (ныне Кировская область), уездный город Слободской, где отбывал ссылку со своим другом Петерисом Стучкой. Оба окончили один университет, работали в одной газете, женой Стучки стала сестра Райниса Дора. Она и вышедшая за Райниса после его ареста поэтесса Аспазия приезжали в ссылку к своим мужьям.

Стучка стал профессиональным революционером, вторым наркомом юстиции Советской России, возглавлял первое советское правительство Латвии, был потом назначен директором Института советского права. А вот судьбу Райниса Вятка изменила. Здесь он подготовил к изданию свой первый сборник стихов «Далекие отзвуки синим вечером». Его жена вспоминала: «Как–то мы гуляли по берегу Вятки. Вечер был чудесный. Далеко–далеко можно было услышать любой звук и так же далеко — его отзвук. Нам пришло в голову: а что, если объединить эти особенности в названии». Цензура сразу усмотрела в стихах «подстрекательный характер», но другу Райниса Рудольфу Блауманису удалось доказать, что книга ничего политического не имеет.

В первую русскую революцию Райнис был вынужден нелегально эмигрировать в Швейцарию. Там он написал пьесы «Золотой конь», «Вей, ветерок!», «Играл я, плясал», а с обретением страной независимости вернулся на родину, где трижды избирался депутатом Сейма, стал одним из основателей театра Дайлес, был директором Национального театра, министром образования, незадолго до смерти стал инициатором создания Общества культурного сближения народов Латвии и СССР.

Творческое наследие Райниса составляет 30 томов. В независимой Латвии его первым из деятелей культуры наградили высшей наградой страны — орденом Трех Звезд I степени. В СССР был выпущен памятный рубль к 125–летию поэта. В честь Райниса назван кратер на Меркурии. Памятники поэту стоят в Риге и Даугавпилсе, его именем названы улицы не только во многих городах Латвии, но и в Москве, Пскове, Астрахани, Нижнем Новгороде, Ереване, в Слободском открыт Дом–музей Райниса.

В этот день родились:

1921 — Станислав Лем (ум. 2006), польский писатель, сатирик, философ и фантаст («Солярис», «Голос Неба», «Мир на Земле», «Вторжение с Альдебарана»).

1933 Татьяна Доронина, советская и российская актриса театра и кино, народная артистка СССР.

Ее дед по матери — церковный староста, родители — из одной ярославской деревни. Росла же будущая актриса в большой коммунальной квартире в переулке Ильича, названном так потому, что в здании напротив их дома более года до своего первого ареста проживал Владимир Ульянов, которому еще предстояло взять псевдоним Ленин и стать вождем пролетарской революции. Отец актрисы прошел три войны — империалистическую (Первую мировую), Гражданскую и Великую Отечественную. Профессию же имел самую мирную — был поваром. В семь лет его забрал из деревни в столицу дядя и пристроил во французский ресторан «мальчиком». Мастером Василий стал классным: его рекомендовали в дом одной из великих княгинь. Красавицу–жену Нюру нашел в родной деревне, приехав на побывку. Своих первенцев, двойню — мальчика и девочку, они потеряли из–за несчастного случая накануне родов. Вместе строили первую в СССР Волховскую ГЭС, вернулись в Ленинград. Боялись, что детей не будет, но родилась дочь Галя, через несколько лет — Татьяна. Выходили ее любовь и забота родителей, так как врачи сразу сказали: «Жить не будет, слишком маленький вес».

Дети чувствовали себя счастливыми. Татьяна Васильевна говорит: «В том, как они нас воспитывали, не было нарочитости — они не учили, не назидали. Они воспитывали собою. Никогда не скандалили. И если я сейчас от ярости иногда могу произносить «не те» слова, то их я узнала не в семье. Я их узнала благодаря своей «высокоинтеллектуальной» профессии…» В пять лет научившаяся читать, в школе потом она отличными оценками не блистала, особенно ненавидела математику. Исключением была литература, ее талант чтеца и декламатора признавали все. Но до того была война. Можно сказать, повезло: успели вывезти в Ярославскую область до наступления блокады, а отец вернулся хоть и с костылем, но живой. «Война формировала нас жестко, быстро и безжалостно, — вспоминает те дни актриса. — Она учила нас ценить все, что казалось прежде таким естественным, — спокойное небо над головой, отца и мать, кусок хлеба, теплую одежду».

В 15 лет Доронина попыталась поступить в Школу–студию МХАТа. Выдержала три питерских тура, получила приглашение в Москву, прошла заключительный тур, сдала общеобразовательные предметы, но пришлось признаться, что аттестата о среднем образовании у нее нет. Ректор был безжалостен: «Закончишь школу — приходи к нам». Через два года Доронина подала заявления во все московские театральные вузы — и везде прошла и была принята! Ее выбор был сделан давно — МХАТ! Вместе с нею учились Михаил Козаков, Олег Басилашвили, Евгений Евстигнеев. Все считали, что место на прославленной сцене ей гарантировано, но вместо Москвы Доронина со своим мужем Басилашвили отправилась в Сталинградский драматический театр им. Горького. «Сделано все, чтобы вас не было в театре», — сказал ее учитель Борис Вершинин. Так ей открылась еще одна сторона театральной жизни.

Очень скоро Доронину позвали в Ленинград. «Варвары» с ее участием в постановке Георгия Товстоногова стали событием. Вслед театральному пришел успех у кинозрителей: по итогам 1967 (фильм «Старшая сестра»), 1968 («Три тополя на Плющихе» и «Еще раз про любовь»), 1973 («Мачеха») годов Татьяну признали лучшей актрисой года. Хотя совсем недавно про нее говорили: «Кино ей противопоказано, это определенно. Говорит тихо, как–то вкрадчиво, ведет себя странно». В 1966 году ее наконец–то принял МХАТ, после недолгого пребывания в Театре им. Маяковского она вновь вернулась в него. После событий, повлекших раскол театра, она перестала сниматься в кино, никто из ее мужчин не смог удержаться с нею рядом, и вот уже более четверти века актриса ведет за собой МХАТ им. Горького, стремясь сохранить театр как храм искусства. И лучшего судьи, чем зритель, на этом пути не найти.

1944Владимир Спиваков, скрипач, руководитель ансамбля «Виртуозы Москвы». Знаменитый музыкант родился в Уфе, где оказались в эвакуации его родители: отец, тяжело раненный на фронте, и мать, пережившая ленинградскую блокаду.

1983 Алексей Гоман, российский певец, музыкант, победитель телепроекта «Народный артист».

При подготовке публикации использованы материалы сайта http://www.citycat.ru/historycentre/

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним